Особенности строительства и проектирования нефтебазы

Проектирование нефтебаз

ООО “ЭРЗ” осуществляет проектирование нефтебаз всех категорий, групп и видов.

Мы профессионально проектируем:

  • перевалочные нефтебазы и нефтехранилища, устраиваемые в целях перевалки продукта с одного вида транспорта на другой;
  • распределительные нефтебазы, принимающие продукты морским, речным, ж/д или автомобильным транспортом для последующей отгрузки потребителям (как правило, автоцистернами и в мелкой фасовке);
  • хранилища нефтепродуктов;
  • призаводские нефтебазы, устраиваемых на предприятии для хранения сырья и готовой продукции;
  • Морские терминалы, переваливающие нефтепродукты;
  • Нефтебазы при насосных станциях магистральных нефтепродуктопроводов;
  • Глубинные нефтебазы и нефтехранилища, устраиваемые в удаленных районах, принимающие нефтепродукты автоцистернами или воздушным транспортом;
  • Подземных хранилищ ГСМ.

Также разрабатываем проектную и рабочую документацию, когда планируется реконструкция нефтебаз, их техническое перевооружение, модернизация или расширение. В качестве отдельной специализции осуществляем проектирование резервуарных парков.

При проектировании складов нефтепродуктов необходимо учитывать их категорийность, устанавливаемую Правилами технической эксплуатации нефтебаз (утв. приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. N 232).

Категорийность нефтебаз по вместимости

КатегорияОбщая вместимость, м³Максимальный объем одного резервуара, м³
Iболее 100’000м
IIот 20’000 до 100’000
IIIаот 10’000 до 20’0005’000
IIIбот 2’000 до 10’0002’000
IIIвдо 2’000700

При определении категории нефтехранилища, нефтебазы по общей вместимости учитываются номинальные объемы только резервуаров хранения нефтепродуктов, без расходных емкостей, дренажных резервуаров и т.д.

Когда создается проект нефтебазы, ее категория очень важна, поскольку именно она будет влиять на то, будет ли она учитываться как Особо опасный производственный объект, или нет согласно Градостроительному кодексу РФ.

Также нефтебазы делятся на 5 групп по показателю готового грузооборота.

ГруппаГодовой грузооборот, тонн
1более 500’000
2от 100’000 до 500’000
3от 50’000 до 100’000
4от 20’000 до 50’000
5до 20’000

Проект нефтебазы описывает основные структурные зоны, на которые делятся практически все предприятия по обеспечению нефтепродуктами.

  1. Зона железнодорожных операций, в которой при проектировании нефтебазы размещается технологический комплекс для приема (и, в некоторых случаях, отгрузки) нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Комплекс состоит из ж/д путей, сливо-наливной эстакады, вспомогательного оборудования, системы КИПиА и операторного пункта.
  2. Зона водных операций (для морских и речных нефтехранилищ), в которой проектом нефтебазы предусматривается оборудование для приема / отгрузки нефтепродуктов баржами, танкерами и прочим водным транспортом. В него входят причальные сооружения, стендеры, насосные группы, резервуарные парки при береговой линии, вспомогательное оборудование, автоматики и операторной.
  3. Зона складирования нефтепродуктов – резервуарный парк, насосные группы, трубопроводная обвязка, обвалование.
  4. Оперативная зона отпуска нефтепродуктов потребителям. Как правило, предприятия по обеспечению нефтепродуктами оборудуются комплексом для налива автомобильных цистерн и цехом по фасовке продукта в мелкую тару. Также при проектировании нефтебаз в данной зоне часто располагают лаборатории контроля качества и склады для фасовки.
  5. Зона вспомогательных объектов. В ней размещают электрические подстанции, ремонтные мастерские склады, котельные, сантехнические и противопожарные объекты.
  6. Зона очистных сооружений – для очистки вод от нефтесодержащих примесей.
  7. Административно-хозяйственная зона предприятия по обеспечению нефтепродуктами, состоящая из зданий для размещения персонала, пожарных депо, пунктов охраны и т.д.

Определение участка под строительство нефтебазы

Перед тем, как начать проектирование складов нефтепродуктов, выбираются участки их будущего размещения, то есть проектирование нефтебазы будет вестись в привязке к конкретной местности. Естественно, участок, на котором будет расположена нефтебаза, должен быть выгодно расположен с точки зрения маркетинга и логистики. Здесь учитывается близость потребителей, конкурентное окружение, транспортная инфраструктура района, удобство подъезда и т.д.

При этом, чтобы выбрать оптимальный участок и избежать значительных затрат (как инвестиционных, так и эксплуатационных), нужно учесть целую систему инженерных требований, которым он должен соответствовать.

Из самых общих примеров таких требований можно указать:

  • Учет окружения участка – до начала разработки проекта нефтебазы необходимо убедиться, что отводимая территория имеет необходимые разрывы между границами участка и соседними сооружениями.
  • Учет геологических и гидрогеологических условий. Например, если есть возможность выбрать площадку, сложенную из коренных грунтовых пород, способных выдержать нагрузку от 0,1 МПа, существенно снизится бюджет на устройство фундаментов, особенно под резервуары. Напротив, если участок заболоченный или затапливаемый, потребуются серьезные инвестиции в дренажные работы, возведение дамб и т.д. При этом, заливаемость участка может быть подземной, и ее не обнаружишь визуально. И таких примеров масса.
  • Учет гидрометеорологических условий. На нашей практике многие инвесторы, не привлекающие специалистов в проектировании складов нефтепродуктов на этапе выбора площадки, в последующем сталкиваются с массой проблем в области пожарной и экологической безопасности. К примеру, участок должен быть расположен с наветренной стороны по отношению к жилым массивам и промышленным объектам, поскольку не допускается отнесение паров нефтепродуктов не относились на жилые дома, объекты с открытым огнем. Чтобы не допустить развитие огня при утечке нефтепродуктов, нефтехранилища, располагающиеся на реках, должны находиться ниже от населённых пунктов и пожароопасных объектов, переправ и пристаней по течению реки.
  • Учет энергообеспеченности. На участке или около него должны располагаться источники электроэнергии и водоснабжения для обеспечения производственно-хозяйственных и противопожарных нужд. На участке будущего предприятия по обеспечению нефтепродуктами должен быть удобный слив для осадков и канализационных вод в целях безопасности окружающих населённых пунктов. Наличие вблизи складов строительных материалов также является преимуществом.

Ключевые разделы проекта нефтебазы

К проекту нефтебазы прилагается Генплан, на котором отображено расположение объектов на застраиваемом участке. Составляют генеральный план учитывая местный рельеф, геологическое строение выбранной территории, климатические особенности. Во время выполнения проектных работ также учитывают номенклатуру нефтепродуктов, и противопожарные условия, инфраструктуру объекта и многое другое. На этом этапе проектирования нефтебаз в первую очередь используют топографическую основу – ситуационный план с железнодорожными путями, автомагистралями и коммуникациями, внешними системами водоснабжения и электроснабжения. На плане площадки выполняют построение розы ветров и сетки координат. С помощью плана нефтебазы связывают со всеми транспортными путями и сетями данной территории. Железнодорожные тупики должны быть проведены с правильным радиусом и уклоном и примыкать к магистралям в наиболее удобных местах.

Привязав сети размещают сооружения по 7-ми зонам. Оперативная зона обычно располагается для быстроты вблизи входа и въезда в базу. Поскольку самой опасной считается зона хранения, ее располагают дальше всего, и отделяют, разрешая доступ небольшому количеству людей. Также опасной считается зона вспомогательных сооружений из-за производства работ с использованием огня, поэтому ее тоже отделяют. Зону очистных сооружений располагают в пониженном рельефе для отвода лишней воды в нефтеловушку от накопившихся осадков и производственных стоков. Трубопроводы и технологические сети компонуют с максимальным приближением к объектам. Ориентируясь по сторонам света и направлению ветров планируют расположение объектов в зонах нефтехранилища. Так пожароопасные объекты (такие, как, например, котельные) размещают в стороне, где ветер сдувает искры в противоположном направлении от производственных зон, резервуарных парков и разливочных.

При проектировании нефтебаз после горизонтальной планировки территории размещают объекты на плане. Сооружениям задают координаты 1-го из углов, помечают их габаритные размеры. Для вертикальной планировки территории нефтебазы соблюдают следующие требования:

  • Обеспечивают слив и налив ж/д цистерн и тар самотеком,
  • Трубопроводы по территории нефтехранилища прокладывают без изгибов.
  • Создают условия для хорошего всасывания группы насосов.

Имея на руках готовый Генплан переходят с составлению схем трубопроводной системы нефтебазы, что, в свою очередь, послужит основой для гидравлического расчета трубопровода.

Следующий этап проектирования складов нефтепродуктов – разработка технологической схемы. ТС – это отображение сети трубопроводов, перекачивающих нефтепродукты. Для составления схемы важно знать последовательность и объем проводимых операций по приему и подаче нефтепродукта, перечень хранимых нефтепродуктов на нефтебазе. Также учитывается необходимость осуществления перекачки нефтепродуктов внутри нефтехранилища между резервуарами.

Далее на Генплан наносят Технологическую схему и получают Технологический план. На плане для сети трубопроводов составляют отдельные профили трассы, в которых отмечают линии поверхности земли и нахождение трубопровода. В профили отображают наличие насосных групп, колодцев. Указывают отметки земной поверхности, и точки трассы. Также точки трассы отмечают пикетами через сто метров, и через каждый километр столбами. Рассчитанный уклон трубопровода выдерживают в заданных параметрах.

На основе профилей высчитывают количество будущих земляных работ, можно посчитать нефтепродукт, оставшийся в резервуаре, можно узнать о наличии образовавшихся мешков, которые мешают прохождению продукта по трубопроводу.

В проекте нефтебазы особое место уделяют противопожарной безопасности и экологической защите. В этих целях при проектировании нефтебаз учитываются климатические условия местности, расположение объекта относительно отдаленности от города и источников воды. В зависимости от “розы ветров” жилой комплекс и производственные помещения базы располагают с поветренной стороны для защиты от пожароопасной ситуации. Проект нефтебазы выполняется с соблюдением всех экологических требований. Учитываются выделения вредных и загрязняющих веществ, производят расчет, который зависит от количества хранимого нефтепродукта, номенклатуры, и других показателей. На основе этих данных и учитывая уровень фона загрязнения получают разрешительную документацию.

Полный состав проекта нефтебазы

При проектировании нефтебаз необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию”.

Читайте также:  Работа резчиком швов по бетону и асфальту. Нарезчики швов и их характеристики

В зависимости от категорийности будущего объекта и от того, какие работы будут проводиться – реконструкция нефтебазы, ее техническое перевооружение или же новое строительство – количество разделов проекта может разниться. Если проект нефтебазы будет проходить Главгосэкспертизу – проект нефтебазы должен будет содержать все предусмотренные Постановлением 12 разделов. Если экспертизу Промбезопасности – количество разделов может быть сокращено в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом.

18.2. Особенности проектирования нефтебаз

Вопрос о необходимости строительства нефтебазы в конкретном районе решается на основе соответствующего ТЭО. При его подготовке учитываются: 1) потребность предприятий и населения в различных нефтепродуктах с учетом перспектив развития рассматриваемого района и районов, примыкающих к нему; 2) источники поступления нефтепродуктов и расстояния до них; 3) возможные частота и регулярность поставок; 4) действующие укрупненные нормативы капиталовложений и эксплуатационных затрат в объекты нефтебазового хозяйства.

На основании планируемого грузооборота нефтебазы с учетом средних значений коэффициента оборачиваемости, показывающего сколько раз в году резервуары полностью заполняются и опорожняются, определяют необходимую емкость резервуарного парка нефтебазы и далее – по укрупненным нормативам – общие капиталовложения. Эксплуатационные расходы определяют как сумму амортизационных отчислений, заработной платы персонала, затрат на текущий ремонт, расходов на топливо, электроэнергию и т.д. Поделив эксплуатационные расходы на грузооборот нефтебазы, находят себестоимость, которая должна быть на уровне величин, имеющих место при эксплуатации передовых нефтебаз, находящихся в аналогичных условиях. Кроме того, в ТЭО определяют производительность труда персонала (реализация продукции, приходящаяся на одного работающего), а также срок окупаемости капитальных вложений. Последний не должен превышать нормативной величины (около 6,5 лет).

Земельный участок под нефтебазу чаще всего выбирают на стадии ТЭО. Он должен удовлетворять ряду требований. Так, территория будущей нефтебазы должна находиться от соседних объектов на расстоянии, удовлетворяющем противопожарным требованиям. Желательно, чтобы она находилась с подветренной стороны от населенных пунктов и соседних сооружений, чтобы пары нефтепродуктов не относились на жилые дома, объекты с открытым огнем и т.п. Речные нефтебазы следует располагать ниже по течению от ближайших населенных пунктов, чтобы предотвратить возможное попадание нефтепродуктов в водозабор. Грунты на территории будущей нефтебазы должны обладать достаточной несущей способностью.

В задании на проектирование указываются:

– номенклатура нефтепродуктов и годовой грузооборот нефтебазы по основным видам нефтепродуктов при полном развитии и на первую очередь;

– основные источники обеспечения нефтебазы нефтепродуктами, водой для хозайственно-питьевых и промышленных нужд, горячей водой, электроэнергией и т.д.;

– условия по очистке и сбросу сточных вод;

– способ снабжения потребителей нефтепродуктами;

– намечаемые сроки строительства нефтебазы;

– наименование генеральной проектной организации и строительной организации-генподрядчика и т.д.

18.3. Использование эвм при проектировании трубопроводов и хранилищ

Проектирование таких протяженных объектов как трубопроводы, пересекающих районы с самыми разнообразными топографическими, геологическими и климатическими условиями, встречающими на пути различные естественные и искусственные препятствия, представляет собой очень непростую задачу. Речь идет о том, чтобы не просто доставить нефть, нефтепродукт или газ из одной точки в другую, а сделать это с минимальными затратами средств на строительство, которое должно завершиться в заданные сроки. Кроме того, проектные решения должны обеспечить высокую надежность работы трубопровода, его экологическую безопасность. Наконец, требования к качеству проектов становятся все более жесткими, а сроки их выполнения – предельно сжатыми.

Объем работ, выполняемых при проектировании хранилищ, значительно меньше. Однако здесь также выполняется большое количество однотипных расчетов и чертежей в сжатые сроки.

Обеспечить высокое качество выполнения проектных работ в ограниченные сроки без увеличения количества задействованных работников проектных организаций позволяет использование систем автоматизированного проектирования (САПР). САПР объединяет технические средства (ЭВМ, графопостроители и т.д.), математическое, информационное и программное обеспечение, позволяющее автоматизировать проектирование на всех или отдельных стадиях проектирования объектов.

Применение ЭВМ для решения отдельных проектных задач началось одновременно с их появлением. Однако оно было эпизодическим, количество решаемых задач было ограничено. В настоящее время с помощью ЭВМ решается широкий круг проектных задач:

– выбор оптимальных трассы и конфигурации магистральных трубопроводов;

– оптимизация их параметров;

– оформление технической документации;

– выполнение технико-экономических расчетов. Рассмотрим в качестве примера решение на ЭВМ задачи выбора оптимальной трассы магистрального трубопровода.

Пусть заданы начальная А и конечная В точки магистрального трубопровода (рис. 18.1). На первый взгляд наилучшей трассой для него является прямая, проведенная между данными точками, поскольку металлозатраты при этом минимальны. Однако может оказаться, что именно на этом направлении сосредоточено большое количество естественных и искусственных препятствий, преодоление которых потребует значительных затрат. Необходимо выбрать такую трассу трубопровода, при которой общие затраты на его строительство будут наименьшими.

Перед поиском оптимальной трассы целесообразно ограничить область ее поиска, чтобы уменьшить объем исходной информации. Но при этом область поиска должна быть такой, чтобы в ней обязательно находилась лучшая трасса, а за ее пределами любая трасса была заведомо худшей.

Весь предшествующий опыт строительства трубопроводов показывает, что действительная длина магистрали, как правило, больше длины прямой, соединяющей начальную и конечную точки трассы. Это объясняется тем, что на пути трубопровода встречаются различные препятствия, которые при возможности целесообразно обойти.

Обозначим расстояние между начальным и конечным пунктами по геодезической прямой через L(|, а длину реальной трассы через L,. Коэффициент пропорциональности между ними Кр = Ц/ L называется коэффициентом развития трассы. По статистическим данным его величина равна: для равнинной местности К^ = 1,05; для средне-пересеченной болотистой местности Кр = 1,03. 1,24; для сильнопересеченной местности с большим числом естественных и искусственных препятствий Kt = 1,16. 1,4.

Строительство и проектирование нефтебаз и складов нефтепродуктов

Наша компания предоставляет комплекс специализированных услуг по проектированию и строительству нефтебаз, складов нефтепродуктов и битумохранилищ под ключ.

Начальный этап

– консультация в выборе оптимальной конфигурации объема и количества резервуаров, важный этап, основанный на знании норм и правил, позволяет сохранить до 20% от первоначальной стоимости реализации проекта;

– инженерные изыскания, исследование строительной площадки под строительство хранилища, сбор необходимых данных для проектирования и строительства нефтебаз и складов нефтепродуктов, а так же для выбора расположения и оптимальной конфигурации резервуарного парка, технологического оборудования;

– проектирование нефтебаз и складов нефтепродуктов, помощь в составлении грамотного технического задания для проектирования хранилища, прохождение экспертизы проекта;

– проектирование, изготовление и монтаж резервуаров под нефть и нефтепродукты;

Производство резервуаров

– производство резервуарного и сопутствующего оборудования необходимых конфигураций;

– производство теплообменного оборудования;

– производство сепарационного оборудования.

Строительство

– устройство оснований и фундаментов под резервуары;

– монтаж металлоконструкций стальных вертикальных цилиндрических резервуаров;

– строительство административно-бытовых зданий и подсобных помещений на территории объекта;

– подбор и пуско-наладка оборудования АСУ ТП – автоматизированной системы управления технологическими процессами нефтебаз и складов нефтехранилищ;

– установка оборудования системы автоматизированного пожаротушения;

– нанесение антикоррозийных покрытий и покраска резервуаров;

– строительство и реконструкция железнодорожных путей и тупиков нефтебаз и нефтехранилищ, получение лицензий и другой разрешительной документации на прием и обработку опасных грузов;

– устройство асфальтных дорог и твердых покрытий;

– устройство ливневой канализации;

– изготовление и установка очистных сооружений;

Ремонт резервуаров

– ремонт и приведение резервуаров в соответствие действующим нормам и правилам эксплуатации;

– доукомплектация необходимым оборудованием, получение заключений «Промбезопасности» разрешающих дальнейшую эксплуатацию резервуаров;

– нанесение антикоррозийных покрытий и покраска резервуаров;

– приведение общего состояние нефтебаз в соответствие действующим нормам и правилам, устранение замечаний по предписаниям контролирующих органов, запрещающих дальнейшую эксплуатацию объекта;

Дегазация и зачистка резервуаров

– дегазация и зачистка ранее эксплуатированных резервуаров из-под нефти и нефтепродуктов;

– вывоз и утилизация нефтешламов;

– получение заключений «Промбезопасности» на разрешение проведения сварочных и ремонтных работ.

Градуировка резервуаров

– градуировка объемным и геометрическим способом;

– выдача градуировочных таблиц и свидетельств о проведении поверки резервуаров;

– определение точного объема резервуаров.

Строительство и реконструкция железнодорожных подъездных путей нефтебаз

– строительство и реконструкция железнодорожных путей и тупиков нефтебаз и нефтехранилищ;

– приведение железнодорожного полотна, шпал, оснований, зоны налива и оснащения подъездных путей в соответствие действующим нормам;

– получение лицензий и другой разрешительной документации на прием и обработку опасных грузов.

Комплектация оборудования

– подбор, комплектация и монтаж технологического оборудования хранилища;

– врезки и ремонт участков действующего технологического трубопровода.

Монтаж технологии нефтебаз

– подбор и комплектация необходимым оборудованием;

– обвязка технологическим трубопроводом резервуарного парка;

– обвязка технологическим трубопроводом насосных и сливо-наливных эстакад;

– проведение пневмо- и гидро-испытаний, пусконаладочные работы технологического процесса.

Ответственный демонтаж

– демонтаж старых резервуаров и технологического трубопровода;

– демонтаж мини НПЗ, технологических перерабатывающих установок, участков трубопроводов.

Проектирование

В комплекс работ также может быть включено проектирование нефтебаз, складов нефти, нефтехранилищ и битумохранилищ. Подробнее о проектировании…

Читайте также:  Плиты перекрытия: размеры и цены, особенности материала

Сертификаты и лицензии

Наша компания имеет все необходимые сертификаты и разрешения на производство емкостного и прочего технологического оборудования, производство сварочно-монтажных работ на опасных производственных объектах, проектирование промышленных и гражданских объектов. Подробнее о наших сертификатах…

Проектирование нефтебаз

Проектирование нефтебаз, как и любое технологическое проектирование начинается с анализа технического задания и размещения элементов нефтебазы на плане.

Проект строительства нефтебазы состоит из проектной документации (стадия ПД), рабочей документации (стадия РД) и специальных разделов проектной документации (Постановление №87):

  • охрана труда и управления производством,
  • сметы и организация строительства,
  • ИТМ гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
  • охрана окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих объектов;
  • выполнение расчетов и разработка норм предельнодопустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов;

Также мы осуществляем:

  • автоматизация нефтебаз АСУ ТП;
  • осуществление функций генерального проектировщика;
  • авторский надзор и технический надзор;
  • инжиниринговые и консалтинговые услуги.

Стоимость проекта нефтебазы:

Объем хранения нефтебазы, м3Стоимость проекта*, руб. (без НДС)Срок проектирования**, календарные дни
1 0001 520 00090
2 0001 610 00095
3 0001 720 000100
5 0001 810 000105
8 0001 920 000110
10 0002 510 000120
15 0002 720 000125
20 0003 010 000130
30 0004 020 000140
40 0005 010 000150
50 0006 020 000160

Примечения.
*Смета примерная, ориентировочная, указана за проектную документацию (рабочая документация по отдельному договору) с учетом спецразделов и сопровождения в экспертизе. Уточняется на момент заключения договора.
**Срок уточняется на момент заключения договора.

Нефтебаза — это комплекс зданий, сооружений и устройств для приёма, хранения, перегрузки с одного вида транспорта на другой и отпуска нефти и нефтепродуктов. Различают перевалочные, призаводские и распределительные нефтебазы. Перевалочные нефтебазы предназначены для перегрузки с одного вида транспорта на другой или на тот же вид транспорта: из морских танкеров и барж в речные, из ж.-д. маршрутов в отдельные цистерны и т.п. Призаводские нефтебазы бывают сырьевые (приём, хранение сырья, подлежащего переработке, подготовка его к переработке) и товарные (приём нефтепродуктов с установок, хранение нефтепродуктов и отгрузка). Как правило, сырьевые и товарные нефтебазы объединяются в одно хозяйство, располагаемое на территории, общей с заводом, или в непосредственной близости от него. Распределительные нефтебазы снабжают непосредственно предприятия, а также отпускают нефтепродукты в мелкой таре. Формально они делятся на областные, районные, железнодорожные, водно-железнодорожные, водные, трубопроводные и глубинные. Нефтебазы этого типа имеют ограниченный район действия, ёмкость резервуарного парка их сравнительно небольшая. Многие нефтебазы одновременно выполняют смешанные функции — перевалочных, заводских и распределительных. Проектирование таких нефтебаз выполняет огромную роль в дальнейшем функционировании базы.

Для объектов хранения и перевалки нефтепродуктов можно сформулировать список выполняемых проектных работ:

  1. Проектирование нефтебаз (нефтехранилищ);
  2. Проектирование товарно-сырьевых парков промышленных предприятий (призаводских нефтебаз);
  3. Проектирование морских перевалочных нефтебаз, нефтяных терминалов;
  4. Разработка проектов расходных складов нефтепродуктов небольшой мощности;
  5. Проектирование нестандартных баз хранения ГСМ, например с подземными резервуарами (для гражданских и военных стратегических объектов и северных территорий);
  6. Разработка документации на замену и модернизацию технологического оборудования действующих нефтебаз;
  7. Разработка проектной документации на реконструкцию и расширение резервуарных парков действующих нефтебаз;
  8. Приведение систем пожарной и промышленной безопасности нефтебаз к современным стандартам и требованиям НТД;
  9. Проектирование отдельных систем и объектов нефтебазы: сливо-наливных эстакад, резервуарных парков, систем противопожарной защиты, систем автоматики и автоматизации;
  10. Восстановление утраченной проектной документации на старые нефтебазы;

Проектирование нефтебаз. Классификация объектов:

Условно все нефтебазы можно разделить на две группы.

К первой группе относятся нефтебазы, являющиеся самостоятельными предприятиями, а также товарно-транспортные и сырьевые цеха нефтяных промыслов, нефтеперерабатывающих заводов и магистральных трубопроводов, располагающих мощным резервуарным парком (более 2000 м3). Ко второй группе относятся нефтебазы, входящие в состав предприятий и имеющие общий объем резервуарного парка для хранения легкоиспаряющихся нефтепродуктов не превышающий 2000 м3.

Согласно современных норм, нефтебазы подразделяются:

  • По общей вместимости и максимальному объему одного резервуара — на категории, в соответствии со СНиП 2.11.03-93;
  • По функциональному назначению — на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;
  • По транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов — на железнодорожные, водные (морские, речные), трубопроводные, автомобильные, а также смешанные водно-железнодорожные, трубопроводно-железнодорожные и т.п.);
  • По номенклатуре хранимых нефтепродуктов — на нефтебазы для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также нефтебазы общего хранения;
  • По годовому грузообороту — на пять классов в соответствии с таблицей ВНТП 5-95.

Общая характеристика нефтебаз

  • По значимости, проводимые на нефтебазе операции, делятся на основные и вспомогательные.

При проектировании нефтебаз выделяют основным операции:

  1. Прием нефтепродуктов, доставляемых на нефтебазу в железнодорожных вагонах, нефтеналивных судах, по магистральным нефтепроводам, автомобильным и воздушным транспортом и в мелкой таре (контейнерах, бочках);
  2. Хранение нефтепродуктов в резервуарах и в тарных хранилищах;
  3. Отгрузка нефтепродуктов и нефтей по железной дороге, автомобильным, водным и трубопроводным транспортом;
  4. Компаундирование (от англ. Compound – составной, смешанный, смешение) нефтепродуктов.

При проектировании нефтебаз выделяют вспомогательные операции:

  1. Очистка и обезвоживание нефтепродуктов;
  2. Строительство нефтебаз;
  3. Ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений;
  4. Эксплуатация энергетических установок и транспортных средств.

Объемы основных и вспомогательных операций зависят от категории нефтебазы и программы их производственной деятельности.

На нефтебазах в целях организации четкого и бесперебойного проведения всех операций, а также из соображений противопожарной безопасности все объекты нефтяных баз распределены по зонам.
Зона железнодорожных операций на нефтебазе включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов и нефтей. В этой зоне размещаются: железнодорожные подъездные пути, сливо-наливные эстакады, насосные для перекачки нефтепродуктов, операторная для обслуживающего персонала эстакады. Зона водных нефтегрузовых операций на нефтебазе включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов, перевозимых водным транспортом. В этой зоне размещаются: морские и речные грузовые пристани (пирсы и причалы), насосные, береговые резервуарные парки, технологические трубопроводы, операторные. Зона хранения нефтебазы представлена следующими объектами: резервуарными парками, технологическими трубопроводами, насосными, операторными.
Зона оперативная на нефтебазе, в которой производится отпуск нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки, имеет: автоэстакады для налива нефтепродуктов в втоцистерны, разливочные для налива нефтепродуктов в бочки, склады для затаренных нефтепродуктов, лаборатория для анализа качества нефтепродуктов, тарные склады и пр. Зона вспомогательных сооружений нефтебазы, предназначенных для обслуживания базы и включает: механическую мастерскую, котельную, электростанцию или трансформаторную подстанцию, цех по производству и ремонту нефтяной тары, водопроводные и сантехнические сооружения, материальный склад, топливный склад для нужд нефтебазы, объекты противопожарной службы. Зона административно-хозяйственная на нефтебазе, в которую могут входить: контора самой базы, пожарное депо, здание охраны нефтяной базы, гараж. Зона очистных сооружений нефтебазы, может включать: нефтеловушку для отделения нефтепродуктов от воды, насосную при нефтеловушке, блочные очистные сооружения.

Проектирование нефтебазы заканчивается прохождением проектной документации негосударственной экспертизы (если база хранения менее 50000 м3) и получением положительного заключения данной экспертизы.

Проект нефтебазы дает возможность нашему резервуарному заводу приступить к изготовлению и монтажу резервуаров имея полную техническую информацию об объемах и конструктивных особенностях емкостей.

30.06.2019

Получено положительное заключение Московской областной государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий на объекты на территории ЦЗС (централизованной заправки самолетов) аэропорта “Домодедово”

25.12.2018

Получено положительное заключение Главгосэкспертизы проекта «Технологические трубопроводы » .

14.11.2017

Получено положительное заключение Главгосэкспертизы проекта «Технология перевалки светлых нефтепродуктов » .

Проектирование нефтебаз

ООО “КХМ-проект” предлагает услуги по разработке проектов на строительство новых и реконструкцию существующих нефтебаз, нефтегазохранилищ, складов ГСМ и т.д.

Также предлагаем разработка специальных разделов проекта:

  • охрана труда и управления производством,
    – сметы и организация строительства,
    – ИТМ гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
    – охрана окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих объектов;
  • выполнение расчетов и разработка норм предельнодопустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов;
  • осуществление функций генпроектировщика;
  • инжиниринговые услуги.

Нефтебаза – это комплекс зданий, сооружений и устройств для приёма, хранения, перегрузки с одного вида транспорта на другой и отпуска нефти и нефтепродуктов. Различают перевалочные, призаводские и распределительные нефтебазы. Перевалочные нефтебазы предназначены для перегрузки с одного вида транспорта на другой или на тот же вид транспорта: из морских танкеров и барж в речные, из ж.-д. маршрутов в отдельные цистерны и т.п. Призаводские нефтебазы бывают сырьевые (приём, хранение сырья, подлежащего переработке, подготовка его к переработке) и товарные (приём нефтепродуктов с установок, хранение нефтепродуктов и отгрузка). Как правило, сырьевые и товарные нефтебазы объединяются в одно хозяйство, располагаемое на территории, общей с заводом, или в непосредственной близости от него. Распределительные нефтебазы снабжают непосредственно предприятия, а также отпускают нефтепродукты в мелкой таре. Формально они делятся на областные, районные, железнодорожные, водно-железнодорожные, водные, трубопроводные и глубинные. Нефтебазы этого типа имеют ограниченный район действия, ёмкость резервуарного парка их сравнительно небольшая. Многие нефтебазы одновременно выполняют смешанные функции — перевалочных, заводских и распределительных. Проектирование таких нефтебаз выполняет огромную роль в дальнейшем функционировании базы

Читайте также:  Проектирование инженерных систем

Для объектов хранения и перевалки нефтепродуктов можно сформулировать список выполняемых проектных работ:

1) Проектирование нефтебаз (нефтехранилищ);

2) Проектирование товарно-сырьевых парков промышленных предприятий (призаводских нефтебаз);

3) Проектирование морских перевалочных нефтебаз, нефтяных терминалов;

4) Разработка проектов расходных складов нефтепродуктов небольшой мощности;

5) Проектирование нестандартных баз хранения ГСМ, например с подземными резервуарами (для гражданских и военных стратегических объектов и северных территорий);

6) Разработка документации на замену и модернизацию технологического оборудования действующих нефтебаз;

7) Разработка проектной документации на реконструкцию и расширение резервуарных парков действующих нефтебаз;

8) Приведение систем пожарной и промышленной безопасности нефтебаз к современным стандартам и требованиям НТД;

9) Проектирование отдельных систем и объектов: сливо-наливных эстакад, резервуарных парков, систем противопожарной защиты, систем автоматики и автоматизации;

Классификация нефтебаз

Условно все нефтебазы можно разделить на две группы.

К первой группе относятся нефтебазы, являющиеся самостоятельными предприятиями, а также товарно-транспортные и сырьевые цеха нефтяных промыслов, нефтеперерабатывающих заводов и магистральных трубопроводов, располагающих мощным резервуарным парком (более 2000 м3).

Ко второй группе относятся нефтебазы, входящие в состав предприятий и имеющие общий объем резервуарного парка для хранения легкоиспаряющихся нефтепродуктов не превышающий 2000 м3. Такая классификация использовалась согласно нормам, действовавшим в 1970г.

Согласно современных норм, нефтебазы подразделяются:

  • По общей вместимости и максимальному объему одного резервуара – на категории, в соответствии со СНиП 2.11.03-93;
  • По функциональному назначению – на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;
  • По транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов – на железнодорожные, водные (морские, речные), трубопроводные, автомобильные, а также смешанные водно-железнодорожные, трубопроводно-железнодорожные и т.п.);
  • По номенклатуре хранимых нефтепродуктов – на нефтебазы для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также нефтебазы общего хранения;
  • По годовому грузообороту – на пять классов в соответствии с таблицей ВНТП 5-95.

Общая характеристика нефтебаз

По значимости, проводимые на нефтебазе операции, делятся на основные и вспомогательные.

К основным операциям относятся такие как:

1) Прием нефтепродуктов, доставляемых на нефтебазу в железнодорожных вагонах, нефтеналивных судах, по магистральным нефтепроводам, автомобильным и воздушным транспортом и в мелкой таре (контейнерах, бочках);

2) Хранение нефтепродуктов в резервуарах и в тарных хранилищах;

3) Отгрузка нефтепродуктов и нефтей по железной дороге, автомобильным, водным и трубопроводным транспортом;

4) Компаундирование (от англ. Compound – составной, смешанный, смешение) нефтепродуктов.

К вспомогательным операциям относятся:

1) Очистка и обезвоживание нефтепродуктов;

2) Строительство нефтебаз;

3) Ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений;

4) Эксплуатация энергетических установок и транспортных средств.

Объемы основных и вспомогательных операций зависят от категории нефтебазы и программы их производственной деятельности.

В целях организации четкого и бесперебойного проведения всех операций, а также из соображений противопожарной безопасности все объекты нефтебаз распределены по зонам.

Зона железнодорожных операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов и нефтей. В этой зоне размещаются: железнодорожные подъездные пути, сливо-наливные эстакады, насосные для перекачки нефтепродуктов, операторная для обслуживающего персонала эстакады.

Зона водных нефтегрузовых операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов, перевозимых водным транспортом. В этой зоне размещаются: морские и речные грузовые пристани (пирсы и причалы), насосные, береговые резервуарные парки, технологические трубопроводы, операторные.

Зона хранения представлена следующими объектами: резервуарными парками, технологическими трубопроводами, насосными, операторными.

Зона оперативная, в которой производится отпуск нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки, имеет: автоэстакады для налива нефтепродуктов в автоцистерны, разливочные для налива нефтепродуктов в бочки, склады для затаренных нефтепродуктов, лаборатория для анализа качества нефтепродуктов, тарные склады и пр.

Зона вспомогательных сооружений, предназначенных для обслуживания нефтебазы, включает: механическую мастерскую, котельную, электростанцию или трансформаторную подстанцию, цех по производству и ремонту нефтяной тары, водопроводные и сантехнические сооружения, материальный склад, топливный склад для нужд нефтебазы, объекты противопожарной службы.

Зона административно-хозяйственная, в которую могут входить: контора нефтебазы, пожарное депо, здание охраны нефтебазы, гараж.

Зона очистных сооружений, может включать: нефтеловушку для отделения нефтепродуктов от воды, насосную при нефтеловушке, блочные очистные сооружения.

Проектирование нефтебаз

Проектирование нефтебаз выполняется компанией ООО “Нефтегазинжиниринг” в оговоренные сроки под любой тип решаемых задач. Предлагаемая услуга оптимально подходит для разработки проекта таких объектов, как:

  • нефтебазы и нефтехранилища для перевалки нефти и нефтепродуктов с одного транспорта на другой или между транспортами одного вида;
  • распределительные нефтебазы, обеспечивающие прием продукта и его отгрузку потребителям;
  • призаводские нефтебазы, предназначенные для хранения готовой продукции и сырья;
  • нефтебазы при магистральных нефтепродуктопроводах.

При проектировании специалисты ООО “НГИ” описывают основные структурные зоны объекта, которые определяются требованиями к производственным мощностям и технологическими процессами предприятия. Типовое зонирование объекта нефтегазовой отрасли представляет собой следующие участки:

  • Зона ж/д операций
    обеспечивает прием и отгрузку нефтепродуктов с помощью ж/д транспорта и включает в себя железнодорожные пути, эстакады, операторный пункт и т.д.
  • Зона складирования нефти и продуктов нефтепереработки
    предназначена для хранения рабочей среды и состоит из одного резервуара или резервуарного парка, насосного оборудования и системы трубопроводов;
  • Зона отпускных операций
    представляет собой комплекс для наполнения автоцистерн, в состав которого входят топливораздаточные колонки, эстакады, насосное оборудование;
  • Вспомогательная и административно-хозяйственная зоны
    сооружения для обеспечения работы предприятия, в том числе пункты охраны, котельные, противопожарные объекты, склады и т.д.

В составе проекта могут быть предусмотрены также зона очистных сооружений, которая обеспечивает удаление примесей и загрязнений из рабочей среды до нормативных показателей.

Состав и содержание проектирования нефтебаз

В первую очередь для начала работ составляется задание на проектирование и формируется отчет о рельефе участка, геологическом строении местности, результатах инженерных изысканий и т.д. Обязательно учитывается тип хранимого продукта и имеющая инфраструктура объекта, включая автомагистрали, ж/д пути, коммуникации и системы электро- и водоснабжения.

На основе полученных данных составляется схема планировочной организации земельного участка, где устанавливается зонирование территории, обосновывается логистика внешних транспортных и внутренних производственных путей, рассчитывается расположение резервуарного парка, зданий и сооружений.

Следующим этапом составляется раздел архитектурных решений с описанием решений по отделке и естественному освещению помещений, внешнему виду зданий и принятых мер по обеспечению защиты от вибраций и шумов.

Конструктивные и объемно-планировочные решения являются следующим разделом проекта и включают в себя технические решения для обеспечения устойчивости и прочности возведенных сооружений с учетом топографических, гидрогеологических и климатических условий выбранного земельного участка. Решения, учитывающие деформационные характеристики грунта, уровень и агрессивность грунтовых вод, сейсмичность района и температурный диапазон, позволяют предотвратить деформацию зданий и емкостей резервуарного парка.

В следующем разделе проекта содержатся технологические решения, которые описывают сеть нефтепроводов. Для грамотного составления технологической схемы требуется учесть объем сливо-наливных операций и их последовательность, перечень хранимых сред на нефтебазе и необходимость транспортировки нефтепродуктов между резервуарами.

Проект организации строительства содержит обоснование утвержденной организационно-технологической схемы и определяет последовательность проведения работ и возведения сооружений. Строения располагаются в соответствии с генеральным планом. При необходимости разрабатывается не только проект организации строительства, но и демонтажа/сноса уже существующего нефтегазового комплекса.

Проектирование нефтебаз требует особого внимания к мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности и защите окружающей среды. Специалисты ООО “НГИ” учитывают объем вредных и загрязняющих веществ, режим ветра на территории объекта, отдаленность от города и иные факторы.

Заключительным разделом проекта является сметная документация, которая составляется на основе постоянного (базисного) уровня цен и стоимости, сложившейся ко времени формирования сметы.

Нормативные документы по проектированию нефтебаз

Нефтебазы и нефтехранилища являются объектами повышенной опасности, поэтому от качества готового проекта напрямую зависят уровень безопасности эксплуатации и срок службы оборудования.

Сотрудники ООО “Нефтегазинжиниринг” ответственно подходят к составлению проекта, соблюдая требования, предъявляемые государственными стандартами и актуальными отраслевыми рекомендациями, такими как:

  • ГОСТ 31385-2016 “Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия”;
  • ГОСТ 17032-2010 “Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Технические условия”;
  • ГОСТ 1510-84 “Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение”;
  • Рекомендации “Обеспечение пожарной безопасности предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности”.

Стоимость проектирования нефтебаз и сроки составления проекта

Предварительный расчет стоимости и сроков проектирования основывается на составе и сложности проводимых работ, общих и специальных требованиях к оборудованию, оснащении резервуарного парка и дополнительного оборудования для отдельного резервуара, а также иных сведениях.

Уточнить стоимость и сроки у специалистов ООО “НГИ” можно одним из представленных ниже способов:

  • позвонить по номеру телефона для Санкт-Петербурга и регионов 8-800-333-95-62;
  • позвонить по номеру телефона для Москвы и Московской области 8 (495) 246-01-62;
  • позвонить по номеру телефона для Саратова и Энгельса 8 (8452) 250-357;
  • воспользоваться формой “Заказать услугу” и оставить заявку;
  • отправить запрос по электронной почте .

Ссылка на основную публикацию