Роликовые двухрядные подшипники: плюсы, минусы и особенности обслуживания

Виды подшипников. Преимущества и недостатки

Что такое подшипник

Подшипник (от «под шип») — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.

То есть подшипник — это опора, которая воспринимает нагрузки и допускает относительное перемещение частей механизма в требуемом направлении.

По виду трения подшипники делятся на подшипники скольжения и подшипники качения.

В чем разница между подшипниками качения и подшипниками скольжения

В подшипниках качения главенствующую роль играет трение качения, т.к. трение скольжения между сепаратором и телами качения, как правило, невелико. Поэтому в подшипниках качения, по сравнению с подшипниками скольжения, наблюдаются значительно меньшие потери энергии, а также меньший механический износ.

Широкое применение подшипников качения обусловлено рядом их преимуществ по сравнению с подшипниками скольжения меньшим моментом сопротивления вращению, особенно в начале движения, а также при малых и средних частотах вращения; большей несущей способностью на единицу ширины подшипника; полной взаимозаменяемостью; простотой эксплуатации; меньшим расходом смазочных материалов и цветных металлов; более низкими требованиями к материалам и термообработке валов.

Подшипники качения

Преимущества подшипников качения

  1. сравнительно малая стоимость вследствие массового производства
  2. малые потери на трение и незначительный нагрев при работе
  3. высокая взаимозаменяемость, что облегчает монтаж и ремонт машин при эксплуатации
  4. малый расход цветных металлов при изготовлении и смазочного материала при эксплуатации
  5. малые осевые размеры

Недостатки подшипников качения

  1. большие радиальные размеры
  2. чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам
  3. большая сопротивляемость вращению, шум и низкая долговечность на высоких скоростях вращения.

Подшипники качения состоят из:

  • наружного и внутреннего колец с дорожками качения,
  • тел качения (шариков или роликов),
  • сепараторов, разделяющих и направляющих тела качения.


Сепаратор отделяет тела качения друг от друга и удерживает их на равном расстоянии. Большое влияние на работоспособность подшипника оказывает качество сепаратора. Сепараторы разделяют и направляют тела качения. В подшипниках без сепаратора тела качения набегают друг на друга. При этом кроме трения качения возникает трение скольжения, увеличиваются потери и износ подшипника. Установка сепаратора значительно уменьшает потери на трение, так как сепаратор является свободно плавающим и вращающимся элементом. Большинство сепараторов выполняют штампованными из стальной ленты.

По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба – дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

В качестве тел качения используют шарики или ролики. Ролики могут быть тонкими и длинными, так называемые игольчатые ролики.

На что влияет разный тип тел качения?

Роликовые подшипники благодаря увеличенной контактной поверхности допускают значительно большие радиальные нагрузки, чем шариковые.

В то же время быстроходность роликовых подшипников ниже, чем шариковых, однако разница незначительная. Подшипники роликового типа обязательно требуют координации осей мест, на которые осуществляется посадка. Когда данный фактор обеспечить невозможно, появляется кромочное давление на дорожки, осуществляющие качение, что оказывает негативное влияние на качество данных подшипников.

Применение игольчатых подшипников позволяет уменьшить габариты (диаметр) при значительных нагрузках.

Виды подшипников качения

По виду тел качения

  • Шариковые
  • Роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные)

По типу воспринимаемой нагрузки

  • Радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается).
  • Радиально-упорные, упорно-радиальные. Воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперек оси вала. Часто нагрузка вдоль оси только одного направления.
  • Упорные (нагрузка поперек оси вала не допускается).
  • Линейные. Обеспечивают подвижность вдоль оси, вращение вокруг оси не нормируется или невозможно. Встречаются рельсовые, телескопические или вальные линейные подшипники.
  • Шариковые винтовые передачи. Обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения.

По числу рядов тел качения

По чувствительности к перекосам (по способности компенсировать несотносность вала и втулки):

  • несамоустанавливающиеся, допускающие взаимный перекос колец до 8′.
  • самоустанавливающиеся, допускающие взаимный перекос колец до .

По материалу тел качений:

  • Полностью стальные
  • Гибридные (стальные кольца, тела качения неметаллические. Как правило, керамические)

При покупке подшипника также следует учитывать нагрузочную способность (или габариты) и точность подшипника.

Класс точности регламентирует величины предельных отклонений размеров, формы и расположения деталей подшипника. В зависимости от наличия требований к уровню вибраций, величине момента трения и других дополнительных технических требований подшипники разделяют на три категории — А, В и С. Обычно к подшипникам категории С не предъявляется никаких специальных требований. Следует отметить, что с повышением точности подшипника возрастает его стоимость.

СМАЗЫВАНИЕ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Жидкие смазочные материалы (масла)Пластичные смазочные материалы
погружение в масляную ванну- разбрызгиванием

— под действием центробежных сил

— масляным туманом

— заполнение смазочным материалом пространства внутри подшипника- герметизированный подшипник с двухсторонним контактным уплотнением с запасом смазки на весь период службы

Подшипники скольжения

Достоинства подшипников скольжения

  1. надежно работают в высокоскоростных приводах
  2. хорошо воспринимают ударные и вибрационные нагрузки (большая площадь поверхности и демпфирование масляного слоя)
  3. имеют небольшие радиальные размеры
  4. допускают установку на шейки коленчатых валов
  5. имеют относительно простую конструкцию

Недостатки подшипников скольжения

  1. сравнительно большие осевые размеры
  2. требуют постоянного контроля за наличием и качеством смазки
  3. имеют значительные потери на трение в период пуска и при плохой смазке.

Чаще всего, подшипник скольжения состоит из корпуса с цилиндрическим отверстием, куда вставляется втулка из материала с антифрикционными свойствами. В такой конструкции. обычно, предусмотрена также система смазки, которая обеспечивает поступление смазочного материала в зазор между валом и втулкой подшипника.

Рабочие зазоры в подшипниках, работающих со смазкой, рассчитываются на основе гидродинамической теории. При этом, находится минимальная толщина слоя смазки в микрометрах, температура и давление в этом слое, а также расход смазочного материала. Подшипники различной конструкции, с различными значениями скорости вращения цапфы и в разных условиях эксплуатации могут характеризоваться различными типами трения, которое может быть сухим, граничным, гидродинамическим или газодинамическим. Следует заметить, что даже подшипники с гидродинамическим трением при пуске механизма некоторое время работают в режиме граничного трения.

Смазка относится к числу основных факторов, определяющих надежность и срок службы подшипника. Функцией смазки является: обеспечение минимального трения между подвижными частями, отвод избыточного тепла, защита от неблагоприятных внешних факторов. При этом, смазка может быть: жидкой (синтетические и минеральные масла или вода для подшипников из неметаллических материалов); пластичной (смазки с использованием литиевого мыла или сульфоната кальция); твердой (дисульфид молибдена, графит и пр.); газовой (азот или инертные газы). Самыми высокими эксплуатационными параметрами обладают самосмазывающиеся пористые подшипники, которые изготовлены по технологии порошковой металлургии. Такой пористый подшипник, будучи пропитанным маслом, в процессе работы нагревается и смазка выдавливается из пор в рабочий зазор на трущиеся поверхности. В нерабочем состоянии такой подшипник остывает и смазка снова уходит в его поры.

В зависимости от допустимого направления рабочих нагрузок, подшипники разделяют на осевые (упорные) и радиальные.

Что лучше роликовый или шариковый подшипник

Выбирая высококачественный подшипник качения, важно учитывать основные технические характеристики оборудования, для которого будет использоваться данный подшипниковый узел. Оператор обязательно должен учитывать максимальную нагрузку, что будет оказана на шариковые, роликовые типы, обратить внимание на эксплуатационные условия, специфику монтажа определенной детали и многое другое.

На некоторых форумах можно встретить один и тот же распространенный вопрос: лучше шариковые или роликовые устройства? Для начала важно разобраться с конструктивными типами этих моделей.

Подшипник качения – рабочий механизм, что состоит из набора колец – подвижных и неподвижных. Между данными кольцами могут находиться шарики или ролики, отчего зависит степень устойчивости к определенному виду нагрузок. К выбору шариковых однорядных деталей радиального типа важно отнестись с особым вниманием, так как именно они считаются одними из самых популярных и востребованных. Их главная особенность заключается в том, что они отлично справляются сразу с несколькими нагрузками – осевая и радиальная. Кроме того, они отличаются большими скоростными режимами даже в условиях интенсивных нагрузок.

Роликовые подшипники принято выбирать в том случае, когда требуется устойчивость к огромным радиальным и незначительным осевым нагрузкам. По своей быстроходности они уступают шарикоподшипникам, а во время их монтажа – необходима максимальная точность и аккуратность.

Разновидности шариковых моделей

Шариковые подшипники отличаются относительно небольшим моментом трения, что делает их достаточно востребованными в промышленной сфере. Эти детали заключены в сепараторы. В зависимости от конкретной модели могут иметь разные виды сепараторов: штампованные или механически обработанные.

Исходя из воспринимаемой нагрузки, все модели классифицируются следующим образом:

• Радиальные – с учетом их названия эти шарикоподшипники могут воспринимать исключительно радиальные усилия.
• Радиально-упорные и упорно-радиальные – детали, что могут эксплуатироваться сразу при нескольких нагрузках.
• Упорные – шарикоподшипники, что могут работать только в условиях осевых сил.
• Модели с четырехточечным контактом – могут работать в условиях осевой нагрузки в двух направлениях или эксплуатироваться в процессе комбинированной радиальной при условии, что одновременно действуют осевые силы.
Представленные модели активно используются для работы различных редукторов, современной бытовой техники, для электрических двигателей в медицинской сфере, для станков, что используют во время обработки деревьев.

Разновидности роликовых моделей

Роликовый подшипник – еще один не менее популярный тип, который активно используется в разных сферах. Благодаря относительно несложной конструкции, эти детали стали широко востребованными, как в легкой, так и в тяжелой промышленности.

• Роликовые цилиндрические, в которых вместо стандартных тел качения производители используют ролики цилиндрического типа.
• Роликовые конические, в которых конические ролики установлены под определенным углом к оси.
• Упорные роликовые эксплуатируются в условиях огромных осевых сил. Эти модели могут быть дополнены сферическими роликами, что считаются самоустанавливающимися.
Для эксплуатации в условиях высокой грузоподъемности целесообразно воспользоваться двухрядными самоустанавливающимися деталями, что имеют надежное основание ступицы и дополнены сепараторами из различных материалов – латунь, сталь или полимеры.

Основные рекомендации по выбору

Основные рекомендации выбору определенного типа подшипникового узла напрямую зависят от определенной ситуации. Сложно сказать, какие детали лучше, однако можно ознакомиться с их разницей на конкретных примерах.

• Применение роликовых подшипников характерно в условиях больших нагрузок, так как они наделены большей степенью жесткости. Шариковые модели целесообразно использовать в процессе небольших усилий и минимальных размерах вала.
• Когда речь заходит исключительно об осевых усилиях, тогда нужно выбирать шариковые модели упорного типа или же сферические детали.
• Когда отмечают высокие показатели радиальных сил, целесообразно применить цилиндрическую деталь с роликами без каких-либо бортов или же использовать игольчатые устройства.

Выбор шариковых, роликовых изделий базируется на силе и характере усилий, что будет испытывать конструкция во время длительной эксплуатации. Прислушиваясь к рекомендациям, удастся подобрать идеальную модель, которая будет работать на протяжении длительного времени, исключая всевозможные сбои техники и большие простои.

Роликовые двухрядные подшипники: плюсы, минусы и особенности обслуживания

Современные агрегаты и механизмы, оснащенные вращающимися деталями, не могут работать без качественных подшипников. Такие устройства широко применяются в оборудовании, которое работает на невысокой скорости и характеризуется критическими радиальными нагрузками на вал. Деталями оснащаются редукторы транспортных средств, двигатели ветрогенераторов, также они используются в металлургии и машиностроительной отрасли. Качественные и надежные роликовые сферические двухрядные подшипники определяют срок службы агрегата, поскольку их заклинивание может вывести из строя оборудование.

Разновидности деталей

С учетом международной классификации роликовые запчасти относятся к категории подшипниковых элементов качения. Основным отличием таких запчастей является два ряда роликов.

Устройства разделяются на три категории:

Подшипники могут делиться по типу внутреннего кольца. Этот компонент может быть выполнен в виде конуса или цилиндра.

Плюсы и минусы

Список достоинств, характерных для двухрядных сферических устройств:

  1. Увеличение рабочей поверхности соприкосновения колец и элементов качения. Благодаря этому значительно возрастает грузоподъемность агрегата и параметр его радиальной жесткости. Но из-за этого преимущества области использования деталей сокращаются. Их применение возможно только в узлах и механизмах с невысокой скоростью вращения.
  2. Отличные эксплуатационные параметры. Наличие бочкообразных роликов позволило объединить в себе достоинства деталей с шариками и роликовыми компонентами качения. Это обусловлено тем, что данная группа товаров наиболее востребована на предприятиях машиностроительной отрасли. В агрегатах, преобладающих на таких заводах, на механизмы вращения возлагается высокая радиальная сила.
  3. Длительный ресурс эксплуатации. Роликовые сферические устройства имеют высокий срок службы при условии своевременного и качественного обслуживания.

Основной недостаток подшипников состоит в том, что роликовые элементы качения не могут использоваться в узлах и агрегатах, где преобладают осевые нагрузки. Этот минус во многом ограничивает применение запчастей. Ошибки, допущенные при установке, или небольшое смещение вала от продольной оси приведут к снижению ресурса эксплуатации. Этот минус не так явно проявляется в сферических механизмах, поскольку их геометрия позволяет обеспечить постоянное нивелирование основного вала.

Особенности технического обслуживания

В любой промышленной отрасли есть свои правила, которые так или иначе предписывают нюансы эксплуатации подшипниковых деталей. При постоянном использовании требуется обработка устройств смазочным веществом.

Его применение позволяет снизить уровень трения, а также:

  • отвести тепло от конструктивных элементов детали;
  • защитить составляющие части устройства от скопления грязи;
  • снизить шум при вращении;
  • равномерно распределить усилие, возлагаемое на деталь;
  • обеспечить антикоррозионную защиту.

Смазочный материал в запчастях, которые работают с пониженными скоростями, должен быть более вязким по сравнению с подшипниками, использующимися при низкой частоте вращения. Обработка деталей может производиться консистентных веществ или традиционных минеральных жидкостей. Покупая смазку, необходимо брать во внимание размеры устройства, скорость его вращения и условия использования. Имеется в виду влажность агрегата, где он установлен, температура работы и уровень запыленности воздуха.

С консистентными веществами необходимо быть максимально осторожным, поскольку такая смазка может повлиять на вращения, вызывая сопротивление. Лучше использовать более жидкие варианты, которые смогут снизить уровень трения и обеспечить максимальный отвод загрязнений и продуктов износа. Покупая детали, необходимо учитывать, что максимальную эффективность могут обеспечить только продукты от известных производителей.

Подшипники качения

Подшипник, согласно ГОСТ 24955-81 – опора, определяющая положение движущихся частей механизма относительно других частей.

В зависимости от характера взаимодействия подвижных и неподвижных элементов подшипника различают подшипники скольжения и качения.

Рассмотрим подробнее устройство, разновидности, особенности подшипников качения.

Классификация подшипников качения

В зависимости от формы тел качения различают подшипники:

  • Шариковые
  • Роликовые
    • с цилиндрическими роликами
    • с коническими роликами
    • с бочкообразными роликами
    • с витыми роликами
    • с игольчатыми роликами

По числу рядов различают подшипники:

По возможности самоустановки:

  • несамоустанавливающиеся
  • сферические самоустанавливающиеся

По направлению воспринимаемой нагрузки:

Устройство подшипников качения

В общем случае подшипник качения состоит из наружного 1 и внутреннего 1 кольца, на которых могут быть выполнены беговые дорожки (канавки). Между кольцами расположены тела качения 3 (шарики, ролики). Для базирования тел качения внутри подшипника используется сепаратор. Внутренне кольцо устанавливается на валу, наружное – в корпусе (опоре).

Передача усилий от вала на опоры осуществляется через тела качения.

Осевые и радиальные нагрузки

В зависимости от типа, подшипники способны воспринимать радиальные и осевые нагрузки.

Радиальной называют нагрузку, направленную в радиальном направлении, то есть от центра к наружному диаметру.

Осевой называют нагрузку, действующую в направлении оси вала.

Основные типы подшипников

Типы и конструктивные исполнения подшипников стандартизованы в ГОСТ 3395-89.

Шарикоподшипники

Телом качения в подшипниках данного типа являются шарики, их контакт в идеальном случае – точечный. Шариковые подшипники более быстроходны, чем роликовые.

Однорядные радиальные шариковые подшипники

Подшипники этого типа предназначены для восприятия нагрузки в радиальном направлении.

За счет размещения шариков в желобе шариковые подшипники способны воспринимать кратковременную осевую нагрузку.

Благодаря точечному контакту между обоймой е телами качения подшипник обладает наименьшим трением и подходит для высоких частот вращения.

Двухрядные радиальные шариковые подшипники

Обладают повышенной грузоподъемностью по сравнению с однорядными подшипниками, но требуют более точной установки.

Двухрядные шариковые сферические подшипники

Самоустанавливающиеся подшипники, применяют в конструкциях где возможны смещения осей подшипников друг относительно друга или в случае отсутсвия возможности обеспечения соосности подшипников.

Обладают меньшей грузоподъемностью по сравнению с несамоустанавливающимися шариковыми подшипниками.

Шариковые радиально-упорные подшипники

Радиально-упорные подшипники предназначены для восприятия как осевых, так и радиальных усилий.

Одиночную установку шарикового радиально-упорного подшипника применяют редко, только в том случае если осевая нагрузка всегда действует только в одном направлении. Обычно шариковые радиально-упорные подшипники устанавливают парно, с затяжкой внутренних или внешних обойм.

Однорядные шариковые упорные подшипники

Предназначены для восприятия осевой нагрузки, действующей в одном направлении. Радиальную нагрузку воспринимать не могут.

Двухрядные шариковые упорные подшипники

Способны воспринимать осевую нагрузку, действующую в обоих направлениях. Частота вращения ограничена величиной центробежных сил, под действием которых шарики могут смещаться за пределы беговых канавок.

Упорно-радиальные шариковые подшипники

Способны воспринимать, как осевые, так и радиальные нагрузки.

Роликоподшипники

Телом качения в подшипниках этого типа являются ролики, поверхности ролика и обоймы контактируют по линии (если считать их абсолютно твердыми). Роликовые подшипники обладают большей грузоподъемностью, чем шариковые.

Радиальные роликовые подшипники

Роликовые подшипники данного типа способны воспринимать высокую нагрузку в радиальном направлении. Их несущая способность в 1,5 – 2 раза выше, чем у шариковых подшипников тех же размеров.

Подшипники с длинными роликами отличаются меньшими габаритами в радиальном направлении и большей несущей способностью.

Подшипники с витыми роликами обладают меньшей несущей способностью, но повышенной упругостью.

Игольчатые подшипники

Особый вид роликовых подшипников с длинными роликами малого диаметра. Игольчатые подшипники предназначения для восприятия очень высоких радиальных нагрузок при небольших частотах вращения.

Двурядные подшипники с бочкообразными роликами

Самоустанавливающиеся роликовые подшипники. Отличаются от шариковых сферических повышенной грузоподъемностью как в радиальном так и в осевом направлении.

Конические радиально упорные подшипники

Конические подшипники используют при высоких радиальных и осевых нагрузках. Угол конуса наружной беговой дорожки составляет 20-30 градусов. Осевое усилие вызывает высокие нагрузки на ролики.

Частота вращения конических подшипников ограничена, они требуют точно установки, для чего могут использоваться регулировочные шайбы, прокладки.

Увеличение угла конуса наружной беговой дорожки позволяет увеличить допускаемую осевую нагрузку.

Упорные подшипники с цилиндрическими роликами

Состоят из колец, роликов и центрирующего сепаратора. Упорные цилиндрические подшипники применяют при низких частотах вращения и высоких нагрузках.

Упорные с коническими роликами

Телом качения являются ролики, вершины которых сходятся на оси подшипника.

Сфероконические упорные

Самоустанавливающиеся подшипники, предназначенные для работы с большими радиальными и осевыми нагрузками. Профили тел качения – бочкообразные.

Обозначение подшипников качения

Рассмотрим обозначения стандартизированных подшипников.

Обозначение подшипников по ГОСТ

Обозначение состоит из набора цифр, каждая из которых указывает на ту или иную техническую характеристику.

Для обозначений подшипников с внутренним диаметром до 10 мм используется следующая схема:

Подшипники с внутренним диаметром более 10 мм обозначают следующим образом:

Расшифровку обозначения удобно проводить справа налево.

Первые две цифры справа обозначают внутренний диаметр подшипник. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм указывается цифра диаметра, разделенная на 5. Для подшипников с диаметром меньше 10 указывается одна цифра, соответствующая внутреннему диаметру.

Для подшипников с внутренним диаметром от 10 до 20 указываются следующие цифры.

Диаметр отверстия подшипника, ммОбозначение
1000
1201
1502
1703

Третья цифра для подшипников с диаметром больше 10 указывает на серию диаметров. При внутреннем диаметре меньше 10 третей цифрой указывается 0.

Четвертая цифра обозначает тип подшипника.

  • 0 радиальный шариковый однорядный
  • 1 радиальный шариковый двурядный сферический
  • 2 радиальный с короткими цилиндрическими роликами
  • 3 радиальный роликовый двурядный сферический
  • 4 роликовый с длинными или игольчатыми роликами
  • 5 роликовый свитыми роликами
  • 6 радиально-упорный шариковый
  • 7 роликовый конический
  • 8 упорный шариковый
  • 9 упорный роликовый

Пятая и шестая цифра указывает на конструктивные особенности подшипника.

Конструктивные исполнения подшипников указаны в ГОСТ 3395 Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения Седьмая цифра справа обозначают серию по ширине:

Нули в левой части обозначения могут опускаться (не указываться).

Примеры обозначения подшипников по ГОСТ

Рассмотрим пример обозначения радиального шарикоподшипника с внутренним диаметром 30 мм, сверхлегкой серии диаметров 9, нормальной серии ширин 1.

  • Первые две цифры справа 30/5=06
  • Третья цифра – серия диаметров – 9
  • Четвертая цифра справа для шарикового радиального однорядного подшипника – 0
  • Пятая и шестаяя цифра 00 – без конструктивных особенностей
  • Седьмая цифра справа – серия ширин – 1

Получается, что обозначение данного подшипника – 1000906.

Расшифруем обозначение подшипника 2007108, расшифровку будем проводить справа налево.

  • 08 – цифра указывает на внутренний диаметр подшипника, поделенный на 5, значит диаметр кольца подшипника – 08*5=40мм
  • 1 – серия диаметров 1
  • 7 – роликовый конический
  • 00 – без конструктивных особенностей
  • 2 – серия ширин 2

Получается, что обозначение 2007108 имеет роликовый конический подшипник серии диаметров 1, серии ширин 2.

Рассмотрим обозначение подшипника с диаметром меньше 10 – 1000088.

  • 8 – диаметр подшипника меньше 10 мм, цифра обозначает внутренний диаметр подшипника 8 мм.
  • 8 – серия диаметров 8
  • 0 – третья цифра 0, при обозначении подшипников с внутренним диаметром меньше 10
  • 0 – шариковый радиальный однорядный
  • 00 – без конструктивных особенностей
  • 1 – серия ширин 1

Подшипник 107, для расшифровки удобнее записать 0 00 0 107.

  • 07 – внутренний диаметр 35
  • 1 – серия диаметров 1
  • 0 – шариковый радиальный однорядный
  • 00 – без конструктивных особенностей
  • 0 – серия ширин 0

Обозначение подшипников по ISO/DIN

Обозначение импортных подшипников основано на тех же принципах, что и обознчаение по ГОСТ.

Если расшифровывать обозначение справа налево, первая цифра (или первые две цифры) указывает на внутренний диаметр. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм указывается цифра диаметра, разделенная на 5.

Для подшипников с диаметром меньше 10 указывается одна цифра, соответствующая внутреннему диаметру. Соответствие цифр диаметрам подшипников от 10 до 20 указано в таблице.

Вторая справа цифра указывает на серию ширин, третья – серия диаметров, четвертая – тип подшипника:

  • 0 – шариковые радиально-упорные
  • 1 – шариковые сферические
  • 2 – роликовые сферические
  • 3 – роликовые конические
  • 4 – шариковые радиальные двурядные
  • 5 – шариковые упорные
  • 6 – шариковые радиальные однорядные
  • 7 – шариковые радиально-упорные
  • 8 – роликовые цилиндрические упорные
  • C – роликовые тороидальные
  • N – роликовые цилиндрические
  • QJ – шариковые с четырехточечным контактом
  • T – роликовые конические по ISO 35

После обозначения может указываться суффикс, свидетельствующий о наличии конструктивных особенностей, например:

  • Z – наличие защитного кольца с одной стороны
  • ZZ – Наличие защитного кольца с двух сторон

Перед базовым обозначением может находится префикс, указывающий на тип и профиль подшипника, например:

  • H – высокоскоростной
  • HS – сверхскоростной

Особенности роликовых двухрядных подшипников

Роликовые двухрядные подшипники являются одними из наиболее востребованных в сфере машиностроения. Им нашли широкое применение в различных отраслях, поэтому спрос на такую продукцию всегда достаточно высок.

Классификация

Такие изделия относятся к ряду подшипников качения, имеющих сразу два ряда тел качения в виде роликов. Такие узлы также делятся на несколько видов, среди которых:

В зависимости от формы внутреннего кольца роликовые двухрядных подшипники подразделяются на два вида. Данный элемент может быть коническим либо цилиндрическим. В зависимости от этого существенно отличается область применения таких сборочных узлов.

Основные преимущества роликовых двухрядных подшипников

Благодаря использованию такого рода подшипников удается максимально увеличить площадь контакта тел качения и поверхности колец. Как следствие этого существенно возрастает грузоподъемность механизма, растет показатель его радиальной жесткости. В подавляющем числе случаев для этого используют сепараторы из стали или же латуни, куда реже применяются такие элементы из полиамида.

В связи со специфической конструкцией цилиндрических подшипников есть и определенные ограничения, которые касаются отрасли их применения. Наиболее же востребованными являются сферические подшипники, которые оснащены бочкообразными телами качения. Такой вид сумел объединить в себе все положительные качества таких элементов со сферическими и цилиндрическими роликами. При всем этом внутренняя часть периферии имеет сферическую форму.

Недостатки

Помимо определенного ряда преимуществ роликовые двухрядные подшипники также имеют и определенные недостатки. Прежде всего стоит отметить, что из-за большой площади прикосновения тел поверхностей существуют серьезные ограничения, которые касаются скорости вращения узлов. В связи с этим использовать такие сборочные узлы рекомендуется исключительно в тихоходных механизмах. Среди больших недостатков роликовых двухрядных подшипников также является то, что они не предназначены для эксплуатации при осевых нагрузках. В случае неточной установки или при перекосе вала, срок эксплуатации таких изделий уменьшается в разы (по сравнению с заявленным), поэтому вам придется достаточно скоро произвести замену такого элемента. Однако этот недостаток компенсируется при использовании в сферических узлах. Их форма позволяет максимально нивелировать перекос вала, при этом подшипники будут отлично справлять и с неравномерными радиальными нагрузками.

Смазка

Чтобы максимально увеличить срок эксплуатации такого вида подшипников не обойтись без использования специальных смазочных материалов. Даже при точной обработке поверхностей таких изделий, в любом случае находится место трению качения и скольжения. Смазка же позволяет максимально снизить коэффициент трения, выполняя при этом ряд других положительных воздействий. Она позволяет защитить элементы механизма от коррозии, отводит тепло, возникающее от воздействия пар трения, снижает шум от работы такого элемента. К тому же использование смазочного материала ведет к более равномерной передаче нагрузок между механизмами.

Смазкой для подшипников могут выступать минеральные масла или же специальные консистентные смазочные материалы. При выборе стоит отталкиваться от нескольких основных критериев, среди которых:

  • размер подшипника;
  • скорость вращения;
  • среда эксплуатации узла.

Необходимо принять во внимание, что чем выше скорость вращения подшипника, тем менее вязкой должна быть смазка.

Сфера использования

Роликовые двухрядные подшипники в большинстве случаев используют на тихоходных машинах, которые имеют немалые радиальные нагрузки на вал. Цилиндрическим механизмам нашли применение в габаритных электродвигателях, осевых буксах, редукционных механизмах.

Что же касается конических узлов, они в большинстве случаев используются в следующих устройствах:

  • передаточный механизм с косыми зубчатыми колесами;
  • передняя ступица легковых и некоторых грузовых авто.

Сферические двухрядные подшипники часто применяются в станках для производства бумаги и проката. Помимо этого, без них невозможно обойтись при изготовлении промышленных вентиляторов, опорных механизмов ветрогенераторов.

Особенности роликовых двухрядных подшипников

Создание современных механизмов, имеющих вращающиеся детали, было бы невозможным без таких элементов как подшипники. В наши существует множество разновидностей этих изделий, отличающихся конструкцией и рабочими характеристиками. Роликовый двухрядный подшипник –это одна из наиболее востребованных сегодня деталей такого типа, спрос на которую традиционно высок в машиностроении и металлургии.

Эти изделия широко применяются в машинах, работающих с небольшими скоростями и серьезными радиальными нагрузками на вал. Часто можно встретить эти подшипники в редукторах разного типа, ступицах колес автомобилей, осевых буксах. Большим спросом пользуются они при производстве ветрогенераторов, больших электродвигателей и металлургического оборудования.

Типы и виды подшипников

Учитывая принятую в наши дни классификацию, роликовые подшипники относятся к подшипникам качения. Важной особенностью двухрядных моделей является то, что у этого вида изделий тела качения имеют вид роликов и расположены в 2 ряда. Продукция делится на три основных вида:

Важной также является классификация по форме внутреннего кольца. Этот элемент может иметь коническую или цилиндрическую форму. При выборе подшипника для использования в том или ином случае, этот параметр играет важную роль.

Преимущества и недостатки

Одним из основных преимуществ, которое предоставляет конструкция роликовых подшипников с двумя рядами роликов – это увеличение площади соприкосновения колец и тел качения. Это дает значительный прирост грузоподъемности узла, а также увеличивает его радиальную жесткость. Однако, из-за этой особенности, сфера применения подшипников такого типа несколько сужается – использовать эти изделия можно лишь там, где скорости вращения относительно невелики.

Отдельно стоит упомянуть об отличных эксплуатационных показателях сферических роликовых подшипников. Имея бочкообразные ролики, эти детали объединяют преимущества подшипников с шарообразными и роликовыми телами качения. В связи с этим, такая категория продукции особенно востребована в тяжелом машиностроении и металлургии, где на узлы вращения действуют большие радиальные нагрузки.

Немногочисленные недостатки роликовых двухрядных подшипников, тем не менее, ограничивают их применение. Тела качения в форме роликов исключают использование таких деталей в узлах, где присутствуют осевые нагрузки. Малейшая неточность при монтаже изделия или незначительное смещение вала от продольной оси в несколько раз снизит срок службы подшипника. Этот же недостаток исчезает в сферических узлах, так как их геометрия обеспечивает постоянное нивелирование вала механизма. Кроме этого, использование сферических изделий рекомендовано в местах, где действуют радиальные нагрузки неравномерного характера.

Обслуживание роликовых подшипников

Существующие в машиностроении правила эксплуатации подшипников предписывают регулярное нанесение специально подобранных смазочных материалов. Смазка снижает коэффициент трения, выполняя попутно несколько других важных функций:

  • Отвод тепла от деталей подшипника;
  • Защита элементов изделия от загрязнений;
  • Снижение уровня шума в процессе работы;
  • Равномерное распределение нагрузки;
  • Антикоррозийная защита.

При обслуживании изделий нужно учитывать, что смазка в подшипниках, работающих с большими скоростями, должна иметь меньшую вязкость, чем в узлах, где частота вращения невысока.

В качестве смазочных материалов применяют современные консистентные продукты или обычные минеральные масла. При выборе смазки учитываются габариты детали, скорость ее вращения и такая важная особенность как условия эксплуатации, то есть температурный режим, влажность и степень запыленности воздуха.

Консистентные смазки рекомендуется использовать с осторожностью, так как эти продукты оказывают значительное сопротивление вращению. В большинстве случаев применяют жидкие смазки, помогающие эффективно бороться с трением, а также обеспечивающие качественный отвод продуктов износа детали и мусора.

При выборе двухрядных подшипников стоит помнить, что гарантировать высокую эффективность детали могут только известные бренды. Поэтому, рассматривая разные варианты изделий, стоит отдать предпочтение солидной компании с высоким авторитетом у потребителей.

Читайте также:  Профнастил - производство, разновидности, особенности использования
Ссылка на основную публикацию